« Назад
Чарующий танец живота 01.11.2017 16:00
Что представляет человек, услышав загадочное словосочетание «танец живота»? Роскошные персидские ковры, чарующую атмосферу, приглушенный свет и благоухание ароматических свечей... И в центре этого великолепия пленительная красавица, которая плавно двигается под звуки волшебной музыки в ярком многослойном наряде.
На сегодняшний день существует множество музыкальных направлений и хореографических школ, но танец живота невозможно спутать ни с чем другим. Он пришел к нам из глубины древности, наделен собственной философией и особым смыслом. Теперь появилась возможность освоить восточный танец в России.
Происхождение восточных танцев
Понятие танца живота или «belly dance» произошло от древнего турецкого слова «beledy», которое дословно можно перевести как "родина", а более отвлеченно понятие подразумевает совокупность танцевальных движений, музыкального сопровождения и соответствующего антуража.
Историки установили, что истоки восточных танцев возникли в Тибете более 10 тысяч лет назад. Первоначально это была часть воинственного танца мужчин, а позже его освоили и женщины. Они модифицировали движения, сделав их более медленными, плавными и привлекательными. Красавицы танцевали в гареме для услады глаз султана, а также оттачивали сложные движения в свободное время.
Позже активное распространение данный вид танца получил в Древнем Египте. На протяжении многих столетий это государство было географически замкнутым, поэтому там танец живота оставался самобытным, не подвластным влиянию других культур.
Египтяне всегда по достоинству ценили искусство красивой хореографии. Восточный танец значительно отличался от классической версии. Для Древнего Египта свойственно искусное переплетение плавных, очень медленных движений рук с резкими, хаотичными, с крепко сжатыми кулаками. Позже, под воздействием иностранных веяний, ритм и элементы танца претерпели изменения. В 1500 году до нашей эры в Египет были завезены баядерки из Индии. Они-то и придали ритуальным пляскам женственность и утонченность.
Не обошла стороной слава арабского танца и Древнюю Элладу. В этом развитом государстве существовало большое количество религиозных обрядов, сопровождаемых танцевальными движениями. Пляски являлись обязательным элементом поклонения Афродите, Деметре, Артемиде, Бахусу и Дионису. Греческие танцы всегда отличались ритмичностью, иногда переходящей в неистовость. Часто движения восточных танцев сопровождались громкими криками и настойчивым музыкальным сопровождением. Также греки считали, что танцы могут избавить от многих болезней тела и души. Когда заезжие торговцы и путешественники рассказали грекам о восточных танцах, те с радостью восприняли многие элементы из них.
В 10 веке переживала расцвет храмовой культуры Индия. При храмах трудился целый отряд искусных танцовщиц, которые были весьма почитаемы среди горожан. Им предоставлялись изысканные дома и они освобождались от земельного налога. Все танцовщицы обладали превосходным образованием и воспитанием. Индийцы верили, что эти девушки являются женами храмового божества. Для индийских танцев характерны четкие движения рук, которые носили строго определенный смысл. Танец живота в Индии не был очень популярен, но его элементы применялись в плясках обрядового характера.
Археологи обнаружили яркие древние фрески в Центральной Африке, в районе Тассили-Алжира. На них можно увидеть изображения танцев, а возраст фресок насчитывает более 7 000 лет. Учеными выдвигалась и менее популярная версия происхождения восточных танцев. Они предположили, что эти неторопливые движения являются частью ритуала поклонения божествам женского пола. Но со становлением патриархального уклада жизни феминистские верования ушли в прошлое.
Изображения с танцующими красавицами в шифоновых костюмах обнаруживались повсеместно при раскопках старинных храмов Египта и Месопотамии. Предполагается, что именно эти танцы исполнялись во имя плодородия земли и зарождения новой жизни.
Позже восточный танец живота распространился повсеместно не только в восточных странах (таких, как Япония и Китай), но и по всему миру. Во многих регионах он носил чисто ритуальное назначение. Разрешение на исполнение раскованных движений предоставлялось только вечером супруге для любимого мужа в честь годовщины их бракосочетания. Этим пленительным танцем женщина доказывала мужу, что она не изменилась и стала еще более чувственной, подвижной и желанной, чем в первый день их знакомства, что время не властно над ее очарованием. Занятия восточными танцами проводились для девочек, начиная с 5-6 лет.
Турцию можно смело назвать страной восточных танцев. Оттоманская империя, простиравшаяся на всю территорию современной Турции, включала в свой состав огромное число народностей. Танцы разных цивилизаций тесно сплелись между собой, образовав причудливый клубок из древних ритмов и ритмичных движений. В Турции были популярны зрелищные спектакли, религиозные пляски и народные танцы. Вклад османской цивилизации в историю восточных танцев очень важен. Именно там были изобретены сложные, причудливые ритмы. После того, как происламские власти ввели запрет на чувственные танцы, танец живота был практически изжит в больших городах. В маленьких же селах простой народ продолжал радовать глаз этим чудесным зрелищем.
Вплоть до 1 века нашей эры арабский танец носил глубокий сакральный смысл и выполнял мистические функции. Но позже, спустя 4 века после своего зарождения, он стал исполняться за денежное вознаграждение. Восхищенные путешественники надолго запоминали эти ритмичные движения, а слава танца распространилась по всему свету.
В Европу танец живота был привезен Наполеоном Бонапартом из Египта. Кроме большого числа археологических ценностей Франция, Англия и другие развитые государства познали восточные танцы. Особую популярность они приобрел в 19 веке, когда Мата Хари представила зрителям очень откровенное исполнение.
В 1893 году хореограф Блум открыл для США этот пленительный танец. В то время в данном многонациональном государстве процветали пуританские обычаи, поэтому откровенный танец общество восприняло в штыки. И в наши дни многие люди воспринимают его как что-то постыдное, схожее со стриптизом.
Огромное влияние на распространение танца живота в США имел Голливуд. В кинофильмах стали мелькать роскошные женщины с оголенными животом и руками. Благодаря откровенным нарядам танцовщицы могли лучше показать танец. После этого уже и восточные скромницы опустили шаровары на бедра. В танце существенное внимание стало уделяться хореографии, музыкальному сопровождению и постановке, тогда как раньше танец был импровизацией в чистом виде. Обучение танцу живота стало очень востребованным.
Традиционно выделилось две большие группы танцовщиц:
1. Гавази, что в переводе с древнеегипетского означает «Чужестранец». Женщины танцевали прямо посреди улицы, а родоначальницами направления стали цыганки из племени Гайвази. Ведя кочевой образ жизни и постоянно путешествуя, они впитали танцевальные обычаи и особенности фольклора множества народов. В итоге они довели движения до филигранного мастерстсва, позаимствовав лучшие народные традиции. На местах стоянок цыганки самозабвенно танцевали для окружающих, которые надолго запоминали это завораживающее представление.
2. Беледи или авалим. К этой группе относились девушки, чья роль в обществе очень напоминает задачи японских гейш. Прежде, чем быть допущенными к танцам, они проходили специальную подготовку, обучались музыке и хореографии. Кроме этого, девушки могли развлечь мужчин многими способами – они владели рядом музыкальных инструментов, а также знали классическую и современную поэзию. Ряд исследователей уверены, что обучение восточному танцу одной из своих основных целей ставило укрепление женского репродуктивного здоровья и повышения фертильности. Установлено, что некоторые элементы напоминают двигательную деятельность женщины в процессе деторождения, что говорит о функции стимулирования плодородия. В восточных странах девочки вступали в брак в очень юном возрасте. Поэтому всех их в обязательном порядке обучали танцу живота. Особенностью его движений является периодическое расслабление и напряжение мышц живота, которые впоследствии помогают женщине в минуты схваток и родов снизить болевые ощущения, повысить эластичность малого таза и укрепить суставы.
Около X века нашей эры восточные танцы стали интересны и представителям сильного пола. Естественно, они не стали их исполнителями, но смогли искусно преподавать хореографию девушкам. Именно благодаря педагогам-мужчинам в танцы были привнесены элементы восточных па из Китая и Таиланда.
Единственным народом Востока, остававшимся бесчувственным к этому виду танцев, являлись исламисты, которым религия не разрешала заострять внимание на чувственных наслаждениях и наслаждаться заманчивыми телодвижениями девушек.
Познакомились с восточными танцами и наши предки. Путешествуя с кочевыми цыганскими племенами, арабская хореография пришла к праславянам, которые немного изменили основные движения.
Каким бы вариантом восточных танцев женщина не увлекалась, понятно одно – танец живота пропитан страстью и чувственностью. Поэтому его движения во все времена признавались самыми эротичными и завораживающими в хореографии. Современный турецкий танец подвергся существенному воздействию европейских тенденций, что привело к появлению спортивных и иновационных направлений. Классические па, пришедшие из глубин древности, сейчас можно наблюдать только в глухих арабских поселениях, практически недоступных для туристов, а также на ритуальных церемониях. Как правило, туристы могут видеть лишь основные движения, будучи лишенными права видеть все разнообразие танца.
Мифическая версия появления арабского танца
История мистического танца окутана множеством легенд. Самым известным мифом о происхождении танца является следующая легенда. Молодая и очень красивая плясунья танцевала обычный медленный танец под мелодию одинокой флейты во дворе отцовского дома. Но тут ей под юбку попала злая пчела, привлеченная запахами ароматических масел и духов, источаемыми телом девушки. Юная красавица пыталась избавиться от коварного насекомого, извиваясь всем туловищем и активно крутя бедрами и животом. Женщины, присутствовавшие при этом, подумали, что танцовщица придумала новые движения и стали бурно ей аплодировать. Так и появился этот танец, который и в наши дни пленяет сердца людей.
Стилистические направления танца живота
Конечно, основа танца остается неизменной при любом исполнении. Но многие хореографы вносят свою изюминку в движения. Обучение восточному танцу – сложный и филигранный процесс, который требует самоотдачи как от учителя, так и от ученицы.
Саиди – танец с использованием трости. Он впервые возник в египетском районе Саид, который славился своими воинами и умелыми пастухами. Они использовали длинные бамбуковые палки как мощное оружие. Местные женщины использовали эти трости как элемент яркого и энергичного танца.
Танцы с платком – один из самых запоминающихся видов танца, который предполагает наличие актерских способностей у исполнительницы. Платок выступает фоном, подчеркивающим красоту движений и тела танцовщицы. С помощью платка части живот и бедра сначала скрыты, а потом предстают взору зрителей. Опытная танцовщица практически сливается с платком, ощущая его частью тела.
Халиджи – танец, исполняемый женщинами народностей Персидского залива. Это необыкновенно тонкий танец, наполненный лирикой. Костюм очень скромен, открыты лишь глаза и руки.
Танец с цимбалами, которые являются одним из древнейших музыкальных инструментов. Они представляют собой две пары пластинок из дерева или металла. Их звуки являются сопровождением к танцу.
Танец с саблей является очень сложным вариантом. Историки утверждают, что в древности, жены провожая воинов на многочисленные войны, гордо несли их сабли на голове. Именно отсюда и произошла эта разновидность восточного танца. Танцуя с саблей, красавица демонстрирует свою непокорность мужчинам.
На сегодняшний день существует около 60 стилевых направлений арабских танцев. Основные из них:
- египетская школа восточного танца – самая целомудренная, танцы исполняются в закрытой одежде, а движения невероятно плавные;
- турецкая школа славится своей чувственностью, яркими и откровенными костюмами. Распространен танец на столе, пассивное общение во время движений со зрителями;
- арабская школа или танцы волос. Это характерное название получено из-за размахивания распущенными волосами во время движений.
Современным женщинам предоставляется великолепная возможность изучить восточный танец. Для начинающих предлагается выбрать курсы, на которых будут изучены основные движения. Освоив их, можно переходить к более сложным па.
Философская глубина танца живота
Восточный танец еще именуется и танцем жизни, ведь он сравнивается с женским началом и способностью к плодородию. В понятиях древних племен небеса принадлежали мужчинам, а земля, почва – представительницам прекрасного пола. В итоге воссоединения двух стихий появляется все сущее на планете.
Также во многих государствах танец живота символизирует зарождение новой жизни, месяцы вынашивания и процесс появления ребенка на свет. Позже танец преобразовался и начал повсеместно выполнять еще и увеселительную задачу.
У многих бедуинов до наших дней сохранился этот танец в истинном, первоначальном смысле. Так, роженица находится в просторном шатре, вокруг которого пляшут женщины племени, встречая ребенка с радостью и благоговением. В арабских государствах на свадьбу обязательно принято звать танцовщиц, даря молодоженам чудесный подарок и желая семейного благополучия.
Именно от танцовщицы во многом будет зависеть, как воспримут зрители в целом танец. Очень важно не переборщить и не перевести этот уникальный танец в чересчур откровенный стриптиз. Этого нельзя допускать, так как восточный танец - это воплощение прекрасной женской души, а цель исполнительницы - показать окружающим красоту материнства. В оригинале танец исполняют не подтянутые красотки с кубиками пресса и крепкими бицепсами, а полные женщины. Таким образом танцовщица демонстрирует любовь к своему телу, отсутствие ложных комплексов и стыда.
|